| Федеральный закон № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" |
Федеральный закон № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" |
устанавливает общие правила для всех обращений граждан. Он определяет, как органы власти и учреждения обязаны принимать и рассматривать обращения |
регулирует как органы власти и МФЦ должны оказывать госуслуги, а также подачу и рассмотрение жалоб, связанных с их предоставлением |
| 1. Напишите обращение |
| Чтобы обращение приняли к рассмотрению, укажите: – кому адресовано – название органа власти, должность или ФИО должностного лица (если известно) – ваши данные – фамилию, имя, отчество – адрес для ответа (почтовый или e-mail) – суть вопроса – кратко и по существу – дополнительные сведения (если они нужны) – дату и подпись, если подаете в бумажной форме |
| 2. Прикрепите документы, подтверждающие ваши доводы |
| Это могут быть: – копии договоров – копии чеков – фото – другие материалы, аудио- и видеозаписи, ссылки на сайты или файлы, необходимые для рассмотрения обращения На личный прием лучше сразу взять оригиналы. Если вы подаете обращение как представитель, приложите копию доверенности или другой документ, подтверждающий полномочия |
3. Подайте обращение |
Способы направления обращения: – через портал Госуслуг – для этого нужно иметь подтвержденную учетную запись – через цифровые сервисы, например: Платформа обратной связи (приложение «Госуслуги. Решаем вместе») – на сайте органа власти – при личном обращении в орган власти/учреждение – Почтой России |
| 1. Напишите жалобу |
Чтобы жалобу приняли к рассмотрению, нужно заполнить все обязательные пункты: • Куда подается жалоба Укажите, чьи действия или решения Вы обжалуете: – орган власти или муниципалитет – должностное лицо – сотрудник или руководитель МФЦ – организация, оказывающая услугу по поручению государства • Кто подает жалобу Напишите свои данные: – фамилию, имя, отчество (если есть) – адрес проживания (или название и адрес организации) – контактный телефон и e-mail (при наличии) – почтовый адрес для ответа • Что обжалуете Опишите, какие действия, решения или бездействие Вы считаете нарушением • Почему вы не согласны Кратко объясните, в чем ошибка или нарушение |
| 2. Прикрепите документы, подтверждающие Ваши доводы |
| Это могут быть: – копии заявлений – копии чеков – фото – другие материалы, аудио- и видеозаписи, ссылки на сайты или файлы, необходимые для рассмотрения жалобы На личный прием лучше сразу взять оригиналы. Если Вы подаете жалобу как представитель, обязательно приложите копию доверенности или другой документ, подтверждающий полномочия |
| 3. Подайте жалобу: |
Способы направления жалобы: – через Портал досудебного обжалования – через официальный сайт органа или МФЦ – Почтой России – с уведомлением о вручении – при личном обращении – через МФЦ, в котором подавали заявление или получали результат по услуге |

| в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) своего города | в Роспотребнадзор, если нарушены права потребителя |
через ГИС ЖКХ и в приложении «Госуслуги Дом» |